27.06.2012Вода входит в состав клеток всех живых организмов, населяющих нашу планету. Без нее, на Земле было бы невозможным существование ни одной формы жизни. Во всех уголках планеты, жизнь процветает возле источников воды, в то время как в пустынях или ледниках, ее практически нет. Однако и в таких гиблых местах местные обитатели приспособились, довольствуясь теми каплями, которые предоставляет им природа.
Аналогично дела обстоят и у человека. Как бы неприступным не был город, какие бы прочные стены его не защищали, но без стабильного источника воды вся его защищенность сводится к нулю. По этой причине стали появляться первые водоносные системы. Первыми сооружениями, доставляющими воду, стали акведуки. Они брали свое начало у источников и растягивались на многие десятки километров до расположенных ниже населенных пунктов или полей. Позже стали применяться трубы, закопанные в землю или помещенные в камень. Но постоянный поток воды из труб приводил к пустой трате, добытой столь тяжелым путем, воды. Данная проблема послужила началом для создания устройства, способного регулировать или перекрывать поток воды — водопроводного крана.
Долгий путь создания
Первые краны появились вскоре после создания трубопровода. Они не были похожи на современные шаровые краны, вентили или задвижки и представляли собой бронзовую втулку с прорезью, в которую вставлялась пластинка. Вскоре появились конусные краны, запирающий элемент которых представлял собой конус с отверстием. Такая конструкция крана использовалась вплоть до эпохи Возрождения. Большим толчком к развитию запорной арматуры послужило создание паровой машины для которой требовались клапаны и вентили, способные выдержать высокую температуру и давление.
На сегодняшний день существует большое разнообразие запорной арматуры: конусные краны, задвижки, запорные вентили, дисковые затворы и многое другое. Кроме конструкции краны могут так же различаться по способу крепления: с помощью резьбы, фланцев, сварки, штуцеров и т.д. Стоит отметить, что фланцы, в основном, используются для создания соединений в промышленности.
На сегодня наибольшей популярностью пользуются шаровые краны, однако так было не всегда. Точная дата изобретения шарового крана не однозначна. В основном, многие источники указывают на середину двадцатого века. Наиболее заслуживающая доверия дата — 1971 г., когда американец Джон Воррен запатентовал первый шаровый кран. К сожалению, в те времена не было материала, способного обеспечить герметичность конструкции, и тем самым кран не получил должного применения в технике. С появлением фторопласта, удалось достичь необходимой герметичности и шаровые краны стали завоевывать рынок. За счет малого сопротивления потоку среды и небольших размеров, они так же приобрели популярность в промышленности. К примеру, наиболее часто используемая, задвижка имеет большую высоту, а запорные вентили сильно снижают давление в системе. Крепятся шаровые краны так же с помощью резьбы, фланцев, муфт или сварки.
← К списку статей